ремонт и эксплуатация

Головка блока (2.0 л) - снятие и установка


Снятие

ГБЦ
Рисунок 2.209. Болты крепления впускного коллектора: 1 – болт крепления

Отделите впускной коллектор от головки блока цилиндров. Для этого отверните 6 болтов крепления (Рисунок 2.209).
Снимите уплотнение.
Очистите уплотняемые поверхности.
Отделите натяжитель цепи от головки блока цилиндров.
Отверните 2 болта крепления.
Отсоедините датчик давления масла от головки блока цилиндров.
Отсоедините клапан рециркуляции отработанных газов от головки блока цилиндров.
Отверните 4 болта крепления.
Снимите свечи зажигания с помощью специального инструмента KM-194-E.
Отметьте маркировку перед демонтированием крышки подшипника распредвала.
Распредвал привода выпускных клапанов, идентификация: 1–3–5–7–9.
Распредвал привода впускных клапанов, идентификация: 2–4–6–8–10.
Снимите распредвал привода выпускных клапанов.

 При отворачивании крышки подшипника распредвала, обеспечьте плавный выход распредвала из подшипника.

Отверните крышки подшипника распредвала постепенно на 1/2–1 оборота.
Отверните 10 болтов крепления.
Снимите крышки подшипников распредвала.
Отложите в правильном порядке.
Снимите распредвал привода выпускных клапанов
Отверните крышки подшипника распредвала постепенно на 1/2–1 оборота.
Отверните 10 болтов крепления.
Снимите крышки подшипников распредвала, отложите в правильном порядке.
Снимите распредвал привода впускных клапанов
Снимите толкатели клапанов и гидравлические толкатели клапанов из головки блока цилиндров.


Рисунок 2.210. Порядок откручивания болтов крепления крышек подшипников распредвала

Поместите снятые толкатели клапанов и гидравлические толкатели клапанов в стороне в последовательности снятия

Установка
Очистите все снятые элементы.
Установите толкатели клапанов и гидравлические толкатели клапанов в головку блока цилиндров.
Покройте поверхности трения чистым моторным маслом.
Покройте подшипник распредвала смазочной пастой (серой).
Установите распредвал привода впускных клапанов.
Покройте поверхности трения смазочной пастой (серой).
Установите распредвал привода впускных клапанов

 Установите распредвал так, чтобы кулачки цилиндра №1 были в положении ВМТ зажигание (кулачки направлены наружу).

 Отметьте метку и расположение.

Установите крышки подшипников распредвала.


Рисунок 2.211. Порядок затягивания болтов крепления крышек подшипников распредвала

 Затяните болты постепенно по спирали, начиная с центра (Рисунок 2.211).

Затяните 10 болтов моментом 8 Н·м.
Установите распредвал привода выпускных клапанов.
Покройте поверхности трения смазочной пастой.
Установите распредвал привода выпускных клапанов

 Установите распредвал так, чтобы кулачки цилиндра №1 были в положении ВМТ зажигание (кулачки направлены наружу).

Установите крышки подшипников распредвала.
Установите крышку подшипников распредвала.

 Затяните болты постепенно по спирали, начиная с центра.

Затяните 10 болтов моментом 8 Н·м.
Установите свечи зажигания в головку блока цилиндров с помощью специального инструмента KM-194-E, затяните моментом 25 Н·м.
Присоедините клапан рециркуляции отработанных газов к головке блока цилиндров.
Используйте новое уплотнение.
Затяните 4 болта крепления моментом 8 Н·м.
Присоедините датчик давления масла к головке блока цилиндров и затяните моментом 20 Н·м.
Используйте новое уплотнительное кольцо.
Прикрепите натяжитель цепи к головке блока цилиндров.
Затяните 2 болта крепления и затяните моментом 8 Н·м.
Прикрепите впускной коллектор к головке блока цилиндров
Установите 4 новых уплотнительных кольца.
Затяните 6 болтов крепления и затяните моментом 10 Н·м.


Для Astra G

Двигатели с одним распредвалом

Снятие

Примечание: Двигатель должен быть холодным при снятии головки блока цилиндров.

Отсоедините отрицательный вывод от батареи.

Слейте охладитель из системы охлаждения.

Отсоедините выпускной трубопровод от коллектора.

Головку блока цилиндров можно снять вместе с патрубками, или же патрубки можно снять с головки до снятия.

Если головку блока цилиндров надо снять вместе с трубопроводами, отсоедините все шланги, трубки и проводку от впускного коллектора. На карбюраторных двигателях отсоедините шланг горячего воздуха от кожуха выпускного трубопровода.

Отсоедините трубопровод воздухоочистителя.

Отсоедините шланг на крышке распредвала. На моделях с впрыском топлива отверните болт проводки.

У двигателей 1,4 и 1,6 л отсоедините шланг сапуна от патрубка.

Ослабьте крепление генератора, затем отсоедините верхний кронштейн от впускного коллектора.

Отсоедините, если требуется, проводку узла впрыска топлива от кронштейнов на крышке распредвала, затем разъедините штепсельный разъем.

Убедитесь, что все шланги, трубки и провода отсоединены, затем отвинтите гайки, отметив расположение кронштейнов (например, кронштейн для подъема двигателя), подсоединенных к шпилькам головки блока цилиндров, и отделите впускной коллектор от головки блока цилиндров.

Извлеките прокладку впускного коллектора. Если надо, снимите выпускной коллектор.

Снимите звездочку распредвала, отверните два болта верхней задней крышки ремня распределителя.

Отсоедините провода высокого напряжения от свечей и катушки зажигания, вешая на них ярлычки. чтобы облепить установку.

Рис. 2.52. Последовательность ослабления болтов головки блока цилиндров — двигатели с одним распредвалом

Отсоедините шланг сапуна на двигателях 1,8 и 2,0 л, отверните болт кронштейна сапуна на головке блока цилиндров.

Отсоедините шланг(и) охладителя от корпуса термостата.

На карбюраторных двигателях отсоедините шланги от топливного насоса. Предупреждая утечку топлива, зажмите концы шлангов.

Отсоедините, если требуется вилку разъема проводов от датчика температуры охладителя системы. Убедитесь, что все шланги, трубки и провода отсоединены.

В той последовательности, которая указана на рисунке, ослабьте все болты головки блока цилиндров вначале на четверть оборота, затем на половину оборота и наконец окончательно отверните их.

Отделите корпус распредвала от головки блока. Если надо, осторожно постучите по корпусу молотком в мягкой оболочке, но его нельзя поднимать рычагом, упирая в сопряженные поверхности.

Отсоедините головку от блока цилиндров таким же образом.

Снимите клапанные коромысла и прокладки, запоминая их порядок для последующей установки.

Выньте гидравлические толкатели клапанов из головки блока цилиндров и разместите их в таком порядке, чтобы затем установить их в прежнее положение.

Извлеките прокладку головки блока цилиндров.

Установка

Очистите поверхности сопряжения головки и блока цилиндров, корпуса распредвала и головоки блока цилиндров, осторожно счищая грязь скребком. Не повредите эти части, изготовленные из легкого сплава, так как их можно легко поцарапать.

Прикройте отверстия охлаждающей системы и другие отверстия липкой лентой или ветошью, чтобы предупредить попадание грязи и сажи. Сотрите все остатки масла в отверстиях под болты; если масло останется в отверстиях, гидравлическое давление может вызвать появление трещин в блоке во время заворачивания болтов.

Начинайте установку головки блока цилиндров с новой прокладки головки на блоке таким образом. чтобы сверху было видно слово OBEN или ТОР (ВЕРХ), как указано на рисунке.

Перед установкой гидравлических толкателей клапанов рекомендуем разобрать их и очистить.

Установите гидравлические толкатели клапанов, прокладки и клапанные коромысла в головку блока цилиндров на место. Обильно смажьте маслом отверстия под толкатели. Слегка смажьте контактные торцевые поверхности толкателей клапанов, опорных прокладок и клапанных коромысел дисульфидно-молибденовой смазкой.

Временно установите звездочку коленчатого вала, убедитесь в том, что установочные метки находятся в положении с поршнем N 1 в ВМТ.

Нанесите герметик (состав Vauxhall/Opel N 15 03 166, или равноценный) на поверхность сопряжения головки блока цилиндров, затем установите корпус распредвала и головку блока цилиндров.

Установите новые болты головки блока цилиндров, убедившись, что шайбы на месте. Заверните болты вручную, насколько можно.

Затяните болты в последовательности, указанной на рисунке. Затягивайте болты в четыре этапа, как этого требует спецификация.

Установка ведется в обратном порядке, с учетом следующих действий.

Убедитесь в том, что провода высокого напряжения подключены к свечам цилиндров.

Рис. 2.62. Последовательность затягивания болтов головки блока цилиндров — двигатели с одним распредвалом

Установите звездочку распредвала.

Установите, если требуется коллектор на головку блока цилиндров, заменив прокладки на новые.

Подсоедините трубу выпускного коллектора, используя новую прокладку.

Установите верхний кронштейн генератора на впускном коллекторе, отрегулируйте натяжение ремня генератора.

Заполните охладителем систему охлаждения.

После пуска двигателя проверьте, нет ли признаков утечки.

Как только двигатель достигнет нормальной рабочей температуры, проверьте и. если надо, отрегулируйте число оборотов холостого хода и качество смеси. И, наконец затяните полностью болты головки блока цилиндров (пятый этап).

Двигатели с двумя распредвалами

Снятие головки блока цилиндров

Отсоедините отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Слейте охладитель из системы охлаждения.

Отсоедините выпускную систему .

Головку блока цилиндров можно снять вместе с впускным коллектором или же его можно отсоединить.

Если головка блока цилиндров снимается вместе с впускным коллектором, отсоедините все шланги, трубопроводы и т. д. и отверните болты кронштейна коллектора. Ослабьте крепление генератора. затем отверните верхние болты.

Если впускной коллектор остается в моторном отделении, то порядок работы будет следующий.

Отсоедините вилку разъема от расходометра воздуха и шланг сапуна от корпуса дроссельной заслонки. затем отсоедините магистраль воздухоочистителя и снимите расходомер.

Отсоедините конец троса дроссельной заслонки от рычага, затем отвернув болты, снимите кронштейн впускного коллектора.

Отвинтите две гайки проводов на "массу" у распределительной магистрали топлива (по одной на каждом конце), и отсоедините все три провода на "массу".

Рис. 2.64. Отворачивание болтов кронштейна впускного коллектора (вид снизу) — двигатель с двумя распредвалами

Рис. 2.65. Отсоединение шланга сапуна от задней части крышки распредвала — двигатель с двумя распредвалами

Отсоедините вилку разъема проводки от датчика углового положения дроссельной заслонки.

Потянув вверх корпус, отсоедините проводку от форсунок.

Отсоедините два шланга сапуна от задней части крышки распредвала.

Ослабив крепление, отверните болты вверху генератора. Отверните болты кронштейна коллектора.

Проверьте, все ли шланги, трубы и проводка отсоединены, затем, отвинтв гайки, отделите впускной коллектор от головки блока цилиндров.

Извлеките прокладку коллектора из головки блока цилиндров.

Снимите звездочку распредвала.

Снимите натяжитель ремня распределительного механизма и шкив холостого хода. Отвинтите верхние и средние фиксаторы наружной крышки ремня (верхний фиксатор просто выкручивается, средний закрепляется болтом). Отвинтите два болта верхней задней крышки ремня.

Отсоедините крышку распределителя зажигания и провода высокого напряжения .

Отсоедините разъем проводов распределителя зажигания.

Отсоедините шланги системы охлаждения с левой стороны головки блока цилиндров.

Отверните болт кронштейна сапуна на головке блока цилиндров.

Отсоедините верхний шланг радиатора от корпуса термостата и проводку от датчиков температуры в системе охлаждения (оба в корпусе термостата).

С помощью торцевого ключа или втулки Тогх выполните операции в последовательности, указанной на рис. 2.70: ослабьте все болты на четверть, затем на половину оборота и, наконец, ослабьте и выверните болты полностью.

Поднимите головку блока цилиндров. Если надо, тихонько постучите по ней молотком в мягкой оболочке. однако ее нельзя поддевать рычагом по поверхности сопряжения. Помните, что головка расположена на установочных штифтах. Удалите прокладку.

Рис. 2.66. Снятие верхнего фиксатора наружной крышки ремня — двигатель с двумя распредвалами

Установка

Удалите грязь с поверхностей сопряжения головки и блока цилиндров, осторожно счищая ее скребком. Старайтесь не повредить головку, она изготовлена из легкого сплава и ее легко поцарапать. Прикройте отверстия системы охлаждения и др. липкой лентой или ветошью, чтобы не допустить попадания в них грязи. Сотрите все следы масла с отверстий для болтов; если масло останется, гидравлическое давление может привести к образованию трещин в блоке во время установки болтов.

Начинайте установку с размещения новой прокладки на блоке таким образом, чтобы сверху было слово OBEN или ТОР (ВЕРХ).

После тщательной очистки поверхностей сопряжения расположите головку на блоке цилиндров так, чтобы установочные шрифты вошли в отверстия.

Временно установите шкив коленвала и звездочки распредвала; убедитесь в том, что поршень № 1 установлен в ВМТ.

Поставьте новые болты крепления головки блока цилиндров вместе с шайбами и заверните болты вручную насколько возможно.

Затяните болты в последовательности, указанной на рисунке. Затягивайте болты в четыре приема согласно спецификации.

Дальнейшая установка ведется в порядке, обратном снятию, с учетом следующего.

Рис. 2.70. Последовательность ослабления болтов головки блока цилиндров — двигатель с двумя распредвалами

Установите натяжитель ремня и шкив холостого хода, звездочки распределительного вала и новый ремень, отрегулировав его натяжение.

Если требуется, подсоедините впускной коллектор к головке блока цилиндров, установив новую прокладку.

Подсоедините секцию выпускной системы, поставив новую прокладку.

Затянув болты крепления генератора на впускном коллекторе (где требуется), отрегулируйте натяжение ремня генератора.

Залейте охладитель в систему охлаждения.

Проверьте, все ли шланги, трубы и проводка подсоединены.

После пуска двигателя проверьте, нет ли признаков течи.

После достижения двигателем нормальной рабочей температуры, проведите последнюю затяжку болтов головки блока цилиндров согласно пятому этапу.










Двигатель Z 18 XER DOHC-I
Тех. характеристики двигателей, их систем, ремней, регулировки
Звёздочки распредвала
Зубчатый ремень
Поликлиновый ремень
Коленвал
Задний сальник коленвала
Замена заднего сальника коленвала
Впускной коллектор
Маслоохладитель
Масляный поддон
Термостат (Z 18 XER DOHC-I)
Замена термостата (2.0 л)
ЭСУД (Z 18 XER DOHC-I)
Проверка потери давления
Проверка компрессии
Давление масла двигателя (2.0 л)
Герметичность двигателя
Как измерить расход масла двигателя
Натяжение поклинового ремня (2.0 л)
Проверка газораспределителя (2.0 л)
Натяжение ремня ГРМ
Снятие крышки ремня ГРМ (2.0 л)
Замена ремня ГРМ
О ремонте двигателей
Снятие и установка двигателя 1,4 л
Снятие и установка двигателя 2.0 л
Маховик двигателя
Уплотнения клапанов
Коленвал (1.4 л)
Свободный ход коленвала
Головка блока цилиндров
Снятие и установка ГБЦ (2.0 л)
Снятие и установка ГБЦ (1.4, 1.6 л)
Зазор в шатунном подшипнике
Дефекты поршней и их причины
Замена поршневых колец
Замена поршня
Система охлаждения двигателя
Вентилятор радиатора
Радиатор (2.0 л)
Расширительный бачок
Насос охлаждающей жидкости
Промежуточный охладитель
Топливные форсунки
Топливопровод высокого давления
Топливный насос
Модуль дозировки
Регулятор давления топлива
Демпфирующий корпус возврата топлива
Датчик уровня топлива
Топливный бак
Трубка горловины бензобака
Система улавливания паров топлива
Передняя вентиляционная трубка
Ёмкость с активированным углём
Датчик массового расхода воздуха
Датчик давления наддува (Z 20 LEH)
Выхлопная система
Холодильник рециркуляции ОГ
Масляный насос
Замена сальника распредвала
Снятие и установка распредвала
Двигатель с турбонаддувом (Astra J)
Неисправности турбокомпрессора
Монтаж двигателя (для Astra G)
Разборка, ремонт и сборка двигателя
Датчики охлаждающей жидкости
Система впрыска топлива
Датчики
Система врыска Multec
Система Motronic