ремонт и эксплуатация

Автоматическая коробка передач - АКП


Автоматическая коробка передач выполняет функции плавного включения сцепления при трогании с места и оптимального переключения передач при движении автомобиля.
Автоматические коробки оснащены четырьмя управляемыми передачам для движения вперед. Третья, четвертая передачи при заблокированной муфте могут включаться механически в обход гидротрансформатора.
Основными узлами автоматической коробки передач являются следующие:
– гидротрасформатор, передающий крутящий момент от двигателя на коробку передач. Блокировочная муфта позволяет обойти гидротрансформатор и механически переключать третью и четвертую передачи;
– планетарная коробка передач. Является механическим узлом автоматической коробки передач, с помощью которой вследствие постоянного зацепления зубчатых колес и взаимодействия тормозов и сателлитов можно изменять передаточное число практически без разрыва потока мощности;
– управляемые давлением масла многодисковые муфты и тормоза, а также ленточный тормоз позволяют без разрыва потока мощности устанавливать необходимые передаточные числа и останавливать вращающиеся детали. В отличие от муфт, тормоза закреплены на корпусе коробки передач;
– масляный насос и радиатор;
– муфты свободного хода для оптимизации передачи нагрузки;
– главная передача;
– электронная система управления гидравликой с блоком управления для автоматических коробок передач. Блок управления осуществляет переключение передач. Элементами, влияющими на работу блока управления, являются датчик положения дроссельной заслонки и датчики частоты вращения двигателя, частоты вращения выходного вала коробки передач, температуры масла в коробке передач и др.


Для Astra G

По заказу на некоторых моделях Astra устанавливается четырехступенчатая автоматическая КП. Она состоит из гидротрансформатора, планетарной коробки передач, муфт и тормозных лент с гидравлическим приводом. Дифференциал агрегатируется как одно целое с коробкой передач и сходен с тем, который применяется с механической коробкой передач.

Гидротрансформатор выполняет роль сцепления между двигателем и коробкой передач, а также увеличивает крутящий момент во время разгона автомобиля. Планетарная коробка передач обеспечивает четыре скорости вперед и одну скорость заднего хода.

Автоматическая КП имеет электронное управление и три режима работы: ''Economy" — экономичный, "Sport" — спортивный и "Winter" — зимний.

АКП

Автоматическая коробка передач AF20:

1 — гидротрансформатор. 2 — фрикцион гидротрансформатора. 3 — гидравлический насос. 4 — многодисковый тормоз. 5 — многодисковый тормоз. 6 — клапанная коробка управления. 7 — многодисковый тормоз, 8 — многодисковое сиеплсние. 9 — многодисковое сиепление, 10— механизм свободного хода. 11 — механизм свободного хода. 12 - механизм свободного хода, 13 — многодисковое сцепление, 14 — тормозная лента. 15 — дифференциал.

система управления АКП

Рис. 7.17. Система электронного управления автоматической коробки передач.

1 — распределитель зажигания, 2 — датчик температуры рабочей жидкости, 3 — выключатель светового сигнала заднего хода/схемы запрета включения стартера, 4 — провода соленоидов, регулирующих давление, 5 — датчик скорости на входе. 6 — датчик скорости на выходе, 7 — подсоединение гибкого вала спидометра. 8 — датчик положения дроссельной заслонки. 9 — электронный блок управления двигателем. 10 — электронный блок управления автоматической коробкой передач, 11 — переключатель на режим работы "Winter" ("зимний"). 12 — переключатель режимов "Economy/Sport" ("экономичный/спортивный"). 13 — выключатель механизма перехода на понижающую ступень. 14 — выключатель световой сигнализации торможения

Рычаг селектора — снятие и установка

Включите ручной тормоз и проверьте, находится ли рычаг в положении "Р".

Отсоедините отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Снимите крышку селектора на центральной консоли управления (она удерживается зажимами с двух сторон). Снимите патрон лампочки освещения с крышки и отсоедините провод выключателя режима "Winier" ("зимний").

Ослабьте зажимной болт троса селектора и отверните контгайку. «тем отсоедините трос от рычага.

Отсоедините провод от выключателя режимов "Economy/Sport" ("экономичный/спортивный") на рычаге.

рычаг акп

Рис. 7.19. Регулировка троса селектора автоматической коробки передач. Зажимы крышки указаны стрелками: 1— для ослабления затяжки зажимного болта троса пользуйтесь длинным торцевым ключом

Отверните стопорную гайку и снимите рычаг с шарнирной оси, затем снимите весь узел. Не пытайтесь разобрать узел. Установка осуществляется в порядке, обратном снятию, но после установки отрегулируйте трос.


Датчик температуры рабочей жидкости — снятие и установка

Отсоедините отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Отверните две гайки и снимите крышку датчика с передней стороны коробки передач.

Отсоедините штепсельный разъем датчика.

Отверните винты датчика и снимите его с коробки передач. Возможна утечка жидкости, поэтому закройте отверстие для предупреждения загрязнения и потерь жидкости. Извлеките уплотнительное кольцо.

Установка осуществляется в порядке, обратном снятию, с применением нового уплотнительного кольца. После проверьте уровень жидкости и, если надо, долейте ее.

Датчики скоростей на входе/выходе — снятие и установка

Датчики скорости расположены вверху картера. Датчик скорости на входе расположен ближе к левой стороне трансмиссии.

Отсоедините отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Отсоедините соответствующий провод.

Отверните винт крепления датчика и снимите датчик. Возможна утечка жидкости, поэтому надо закрыть отверстие для предупреждения загрязнения и потерь жидкости. Извлеките уплотнительное кольцо.

Установка осуществляется в порядке, обратном снятию, с применением нового уплотнительного кольца. После проверьте уровень жидкости и, если надо, долейте ее.

Рис. 7.24. Расположение датчиков скорости на входе (1) и на выходе (2) (стрелками указаны винты)

Электронный блок управления — снятие и установка

Электронный блок управления расположен за перчаточным ящиком панели управления со стороны переднего пассажира.

Отсоедините отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Снимите перчаточный ящик.

Отсоедините штепсельный разъем.

Снимите блок управления с кронштейна и выньте его.

Установка осуществляется в порядке, обратном снятию.











Сцепление
Прокачка сцепления
Упорная пластина и диск сцепления
Снятие и установка сцепления
Подшипник и цилиндр сцепления
Трубопроводы и шланги сцепления
Педаль сцепления
Механическая коробка передач
Неисправности МКП
Шестерни и рычаг переключения КПП
Кулиса КПП
Замена сальников КПП
Регулировка переключения КПП
Масло коробки передач
Снятие МКП
Снятие и установка трансмиссии
Картер КП
Задняя крышка КП
Дифференциал КП
Главный вал КП
Автоматическая коробка передач
Гидротрансформатор АКП
Главная передача АКП
Трос селектора АКП
Приводные валы
Биение подшипника колеса
Зазор блока подшипника
Снятие ведущего вала
Внутренний ШРУС
Наружный ШРУС

Снятие АКП
Выключатель света заднего хода
Переключатели режимов АКП